Торжественно клянусь, что замышляю ничего хорошего
Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно © Ф.М. Достоевский
Интересный "поисковик" в неисследованных еще просторах психологии А.В. Петровский, человек сам по себе необычный, творческий, с "изюминкой" рассказывал любопытную вещь:
"Случилось мне поставить своего рода "эксперимент". Среди моих знакомых есть молодые способные художники. Вот я их и спросил, как они сами объясняют свою потребность в художественном творчестве. Во всех ответах говорилось о самовыражении, самоактуализации ("выразить себя, свое отношение к миру..."; "выплеснуть себя на холст.."; "мой внутренний мир переполнен непролившимися красками и невоплощенным формами, хочется увидеть это вовне, на бумаге, на полотне.." ) Почти все они подчеркивали, что их не волнует мнение публики (один из художников даже процитировал: "Поэт, не дорожи любовию народной" ) Мотив материального обогащения практически не звучал, хотя и не отрицался, и если был, то, скорее, как добродушное "задирание" психолога, который своими вопросами вторгается в "святая святых" творчества. (Один, усмехнувшись, сказал: "Штаны себе с бляхой куплю! Вот для чего картину пишу!" )
"Эксперимент" я продолжил через некоторое время. Для обсуждения была предложена следующая ситуация: "Отныне вы получаете превосходную отдельную мастерскую (а это для них, как правило, трудная проблема), лучшие краски, холсты, за каждую написанную картину на любую тему, в любом жанре, манере, стиле вам платят по самой высокой ставке, через какое-то время вам присвоят какое-либо высокое звание. Одним словом, самовыражайтесь и получайте за это все жизненные блага. Одно обязательное условие: ни одну вашу картину никогда не увидит ни один человек, все они останутся в ваших руках. Согласны?!" Последовал единодушный отказ."
Вопрос: А вы бы на такие условия согласились?
1. Да | 6 | (42.86%) | |
2. Нет | 7 | (50%) | |
3. Не знаю | 1 | (7.14%) | |
Всего: | 14 |